Танк "Пантера" - Пантера в бою
Ч,2
Советская тактика: "Противотанковые районы"
На Восточном фронте "Пантерам" пришлось воевать против гораздо более опасного противника, чем тот, кто противостоял немцам во время наступления на Москву в 1941 году. Красная Армия под Курском и во время последующего наступления на Берлин в корне отличалась от храбрых, но плохо подготовленных и управляемых войск, с которыми немцы сражались ранее. Под Курском она продемонстрировала совсем другой уровень подготовки во время действий как оборонительных, так и наступательных. Обороняясь, русские использовали так называемые "противотанковые районы", представлявшие собой систему опорных пунктов, основу которых составляли группы танков и противотанковые орудия, прикрытые минными полями. Эти опорные пункты располагались в глубине обороны на расстоянии около 20 км от линии фронта. Для немцев эта тактика русских оказалась новой. Нередко ситуация складывалась таким образом, что на каждый немецкий танк приходилось до 10 советских орудий.
Тактика танков "Пантера": "Танковый клин" и "Танковый Колокол"
"Пантеры" под Курском и после действовали в боевом порядке, который назывался - "танковый клин" ("Раnzerkeil"). Он представлял собой клин, на острие которого двигались тяжелые танки, которые должны были прорывать оборону русских. На флангах клина уступами шли средние и легкие танки. Часто вместе с "Пантерами" шли "Тигры". Более уязвимые PzKpfw III и PzKpfw IV двигались под прикрытием этих тяжелых танков. За клином двигались вооруженная пулеметами пехота, артиллерия и машины управления.
Система "танковый клин" в 1944 году эволюционировала в боевой порядок, получивший название "танковый колокол" ("Panzerglocke"). Здесь вместе с тяжелыми танками на острие клина следовали саперные части танковых войск. Как и раньше, фланги прикрывали средние и легкие танки. В боевых порядках находилась также командирская версия "Пантеры" , из которой осуществлялось руководство атакой и координация действий с пикирующими бомбардировщиками Ju-87 "Штука", которые обеспечивали авиационную поддержку. Использование новой тактики зависело от конкретных факторов: хорошей разведки, хорошо налаженной связи между наземными и воздушными компонентами операции, хорошей артиллерии, удачно выбранного времени проведения операции, правильного расположения передовых наблюдателей, наличия достаточных резервов горючего и боеприпасов, находящихся недалеко от атакующих подразделений, и правильного использования белой и цветной дымовой завесы для прикрытия и обозначения на поле боя.
Оценка генерал-майора Ф.В. фон Меллентина.
Германский военначальник-танкист генерал-майор Ф.В. фон Меллентин оставил интересные воспоминания о действиях "Пантер" в Курской битве в своей книге "Танковые сражения". Там много говорится о проблемах, которые испытывали "Пантеры": "Во время операции "Цитадель" немецкие танковые части передвигались и сражались в боевом порядке "танковый клин" ("Panzerkeil"), который оказался очень эффективным. На острие клина шли самые тяжелые танки. "Тигры" доказали свою эффективность против советских "противотанковых районов", организованных в глубине обороны. 88-мм орудия "Тигров" превосходили все, что имели русские, но, как я уже говорил, "Пантеры" еще находились в "младенческом возрасте" и постоянно выходили из строя".
Сражение за Харьков. Август 1943 года
После Курской битвы немцы доказали, что они могут добиваться тактических успехов, когда русские продолжили свое наступление, стремясь овладеть стратегически важным городом Харьковом. Сталин возложил выполнение этой задачи на элитную 5-ю гвардейскую танковую армию. Ситуация в зеркальном порядке отразила положение под Курском: немцы знали, что русские собираются наступать, и подготовили глубокую оборону. В систему обороны входили 96 "Пантер", которые нанесли атаковавшим советским войскам очень серьезный урон и преподнесли находившимся в эйфории после Курской битвы русским урок - не стоит недооценивать немцев. В этом бою русские потеряли почти 420 танков. Но, несмотря на то, что под Харьковом немцы продемонстрировали свое тактическое превосходство, они не могли изменить ситуацию стратегически. Русские безостановочно рвались на Запад, а на долю немцев оставались лишь успехи тактического характера.
Танк "Пантера" под Нарвой
В обороне (а после Курска немцам все чаще приходилось переходить к этому виду боевых действий) "Пантеры" были весьма полезны. В течение второй половины 1943 года 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС "Нордланд" получила несколько "Пантер" вместо штурмовых орудий StuG III (обычное вооружение для дивизий СС такого типа). К началу 1944 года дивизия "Нордланд" вошла в состав 3-го "германского" танкового корпуса СС под командованием группенфюрера Феликса Штайнера, заняв оборону на северном участке Восточного фронта у Финского залива в районе Нарвы. Положение линии фронта на севере не сильно изменилось с октября 1941 года, хотя в 1943 году русским удалось прорвать блокаду Ленинграда. В начале февраля 1944 года русские начали наступление на линию обороны дивизии "Нордланд", переправившись через замерзшую реку Нарва. Им удалось захватить плацдарм южнее позиций, которые удерживала дивизия. Они начали продвигаться на север, атакуя оборону дивизии с юга. Командир дивизии отправил навстречу наступающему противнику свой резерв - "Пантеры" Aufs.А из 11-го танкового батальона СС "Герман фон Зальц", названного в честь великого магистра Тевтонского ордена, который остановил русских. Похожая ситуация сложилась в конце марта, когда советская танковая колонна прорвала оборону немцев и достигла моста через Нарву в районе Иван-города, командование дивизии для отражения атаки значительно превосходящих сил противника направило "Пантеры" из 1-й танковой роты. За мужество, проявленное в этом бою, обершарфюрер СС Филлип Вильд получил Рыцарский крест. 3-й танковый корпус СС сумел продержаться у Нарвы шесть месяцев - до лета, когда массированное июльское наступление русских по всему фронту вынудило его отступить.
Источник:pro-tank.ru